1044 ОДШБ    Главная | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Общая история десантных войск » Десантные войска

ДШВ СССР (продолжение)
5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВООРУЖЕНИЕ

К сожалению, подробно, первоначальная организация воздушно-штурмовых бригад мне не известна. Поэтому, придётся ограничиться только общей структурой. Структурно бригада состояли из: боевого (бвп) и транспортно-боевого (тбвп) вертолётных полков (всего 80 Ми-8Т, 20 Ми-6А и 20 Ми-24А), трёх парашютно-десантных (пдб) и одного воздушно-штурмового (вшб) батальона. Бригады имели также артиллерийские, противотанковые, зенитные и специальные подразделения. Считается, что бригады имели довольно мощный состав, в общем-то не характерный для советских десантируемых частей того периода. Бригада имела статус тактического объединения – т.е. была равной дивизии.

ОШС 11-й, 13-й и 21-й одшбр на 2-ю пол. 1970-х гг.

    * управление бригады
    * три (1-й, 2-й, 3-й) десантно-штурмовых (пеших) батальона (ок. 530 чел. в каждом):
    * –– три десантно-штурмовых роты (82-мм М БМ-37, СПГ-9МД, АГС-17, ПК, РПГ-7Д, РПКС, АКМС)
    * –– противотанковая батарея (СПГ-9МД)
    * –– миномётная батарея (8х82-мм миномётов БМ-37)
    * –– взводы: разведывательный, зенитно-ракетный (9 ПЗРК Стрела-2М), связи, обеспечения, медпункт.
    * транспортно-боевой вертолётный полк (20 Ми-24, 40 Ми-8 и Ми-6)
    * бригадная артиллерийская группа (БРАГ)
    * –– гаубичная батарея (122-мм Г Д-30)
    * –– миномётная батарея (120-мм М ПМ-38)
    * –– горно-пушечная батарея (76-мм ГП 2А2 обр. 1958 г.)
    * –– противотанковая батарея (12 ПТРК "Малютка", 6 СПГ-9МД)
    * –– реактивная батарея (140-мм РСЗО РПУ-16)
    * – зенитно-артиллерийская батарея (9х23-мм ЗУ-23)
    * разведывательная рота (три разведвзвода на УАЗ-469, отд. техразведки)
    * рота связи
    * инженерно-сапёрная рота
    * рота десантного обеспечения
    * автомобильная рота
    * медицинская рота
    * ремонтная рота
    * рота хозяйственного обеспечения
    * взвод радиохимической разведки
    * взвод управления начальника артиллерии
    * комендантский взвод
    * оркестр.

[таблица 1: десантно-штурмовой батальон одшбр (1979-83)]

ОШС 35-й гв., 37-й, 38-й, 39-й одшбр на 1979-88 г.

    * управление бригады
    * три (1-й, 2-й, 3-й) парашютно-десантных (пеших) батальона (ок. 530 чел. в каждом):
    * –– три парашютно-десантных роты (пять взводов: три пар.-дес., огнев. поддержки, миномётный; бол. 120 ч., 4 х 82-мм М, 3 ПТРК Метис, 3 АГС-17, 6 ПК, 9 РПГ-16, 9 РПКС-74, АКС-74, СВД)
    * –– противотанковая батарея (6 ПТРК Фагот/Фактория, 6 СПГ-9МД)
    * –– миномётная батарея (6х120-мм миномётов ПМ-38/2Б11)
    * –– взводы: зенитно-ракетный (9 ПЗРК Стрела-3/Игла), связи, обеспечения, медпункт.
    * один (4-й) десантно-штурмовой (на БМД/БТРД) батальон (ок. 490 чел.):
    * –– три десантно-штурмовых роты (пять взводов: три дес.-штурм., пулем., миномётный; 117 ч., 10 БМД-1П/ПК, 4 БТРД, 4х82-мм М, 8 ПКМ, 13 РПГ-16, 9 РПКС-74, АКС-74)
    * –– с 1981 - миномётная батарея (6х120-мм М ПМ-38), а с нач. 1983 г. – самоходная артбатарея (8 х 120-мм САО 2С9 Нона)*
    * –– взводы: гранатомётный (3 БТРД, 6 АГС-17), зенитно-ракетный (9 ПЗРК, 3 БТР-ЗД), связи, обеспечения, медпункт.
    * артиллерийский дивизион (18х122-мм гаубиц Д-30)
    * –– три гаубичных батареи (6 х122-мм Г Д-30)
    * –– взводы: зенитно-ракетный (9 ПЗРК), управления, обеспечения.
    * реактивная батарея (8 х 122-мм РСЗО БМ-21В Град-В)
    * миномётная батарея (120-мм М ПМ-38/2Б11)
    * зенитно-артиллерийская батарея (9 х 23-мм АЗП ЗУ-23), а с 1982 – зенитный дивизион (8 СЗРК Стрела-10М, 8 ЗСУ-23-4 Шилка, ПЗРК)**
    * противотанковая батарея (12 ПТРК Фагот/Фактория, 6 ПТРК Конкурс)
    * разведывательная рота (три разведвзвода на УАЗ-469, отд. техразведки)
    * рота связи
    * инженерно-сапёрная рота
    * рота десантного обеспечения
    * автомобильная рота
    * медицинская рота
    * ремонтная рота
    * рота материального обеспечения
    * взвод РХР (3 УАЗ-469рх), а с 1984 – рота РХБЗ
    * взвод управления начальника артиллерии
    * комендантский взвод
    * оркестр.

Общая численность бригады развёрнутой по штатам военного времени достигала 3,5 тыс. чел.

* Первоначально (1979-81), в дшб минбатр не было.

** ЗСУ Шилка только в 35-й гв.одшбр.

[таблица 2: десантно-штурмовой батальон одшбр (1983-88)]

ОШС 36-й, 40-й, 57-й одшбр, а также бригад 3-й волны – 23-й, 83-й, 58-й и 100-й отличались наличием только двух парашютно-десантных (1-й и 2-й) и одного десантно-штурмового (3-й) батальонов.

ОШС 11-й, 13-й и 21-й одшбр в период 1979-88 гг. серьёзных изменений не претерпели, единственно что – их десантно-штурмовые батальоны (1-й, 2-й, 3-й) стали полностью аналогичны парашютно-десантным батальонам других бригад. В 21-й бригаде, кроме этого, вместо гаубичного имеется миномётный дивизион - три минбатр 120-мм М.

Афганистан: колонна ОДШБ 56-й одшбр - 2 БТР-70, КШМ на БТР, БМП-2Д, 2 БМП-2 и снова 2 БМП-2Д

ОШС 56-й гв. одшбр воевавшей в 1980-89 гг. в Афганистане, отличалась наличием трёх десантно-штурмовых (1-й, 2-й, 3-й) и одного парашютно-десантного (4-й) батальона нестандартной организации, отличались и подразделения бригадного комплекта к тому же меняющейся со временем.

ОШС одшп отличались от бригад наличием только двух батальонов: одного парашютно-десантного и одного десантно-штурмового (на БМД), а также несколько уменьшенным составом подразделений полкового комплекта. Общая численность полка развёрнутого по штатам военного времени достигала 1,7-1,8 тыс. чел.

ОШС одшб на Европейском ТВД и Дальневосточном ТВД была в целом аналогична ОШС пдб бригад, но также имела в своём составе четвёртую дшр (на БМД) и раведвзвод (либо с БМД, либо на УАЗ-469), а в миномётной батарее количество стволов увеличилось до 8 ед. Общая численность батальона развёрнутого по штатам военного времени достигала 650-670 чел.

ОШС 802-го одшб ЗакВО имел особую организацию в значительной мере отличающуюся от других своей высокогорной спецификой.

В 1988, при переформировании одшбр в овдбр, бригаду существенно облегчили, убрав оттуда всю бронетехнику изъяв из её состава десантно-штурмовой батальон на БМД/БТРД.

[таблица 3: парашютно-десантный батальон одшбр (1979-88)]

Более подробная ОШС ДШВ будет постепенно публиковаться на моём сайте ryadovoy.vif2.ru
6. О ТЕРМИНАХ

Согласно советским взглядам на боевое применение ДШВ они, также как и ВДВ, являлись войсками предназначенными для боевых действий в тылу противника. К сожалению, в СССР так и не была выработана в полном объёме, непротиворечивая доктрина применения ДШВ. Поэтому, внимательный читатель может обнаружить в тексте некоторые неувязки и терминологическую путаницу. Но, как говориться, из песни слов не выкинешь, что было – то было…

В советской военной теории под определение "десантно-штурмовые" попадали воздушные десанты применяемые в общевойсковых операциях фронтового и армейского уровня. Различались три основных формы боевого применения таких воздушных десантов:

   1. ДШО оперативно-тактического уровня являющаяся частью фронтовой общевойсковой операции. Такая ДШО выражалась, прежде всего, в высадке ОТВД к чему привлекались силы в составе десантно-штурмовой бригады.
   2. Воздушные десанты тактического уровня являющиеся частью армейской общевойсковой операции. Они выражались в высадке ТакВД в составе десантно-штурмового или мотострелкового (без ББМ) батальона (реже – роты).
   3. ДШД как правило тактического уровня, но способные быть частью как армейской так и фронтовой операций. Они выражались в ряде последовательных ТакВД проводимых одним десантным подразделением на приданных вертолётах без пересечения линии фронта после каждой из высадок. Для этого планировалось применять прежде всего штатные десантно-штурмовые подразделения ротного и батальонного уровня.

При этом, основной формой боевого применения ДШВ считалась десантно-штурмовая операция - согласованные и взаимосвязанные единым замыслом и планом действия формирований десантно-штурмовых войск, армейской авиации, а также других видов ВС и родов войск по перевозке, десантированию и решению боевых задач силами десанта в тылу противника для достижения оперативно-тактических целей.

Такая операция, проводится в целях захвата важных в оперативно-тактическом отношении объектов (районов, участков местности) в тылу противника; нарушения управления; задержки и блокирования его резервов – с общей целью – содействие Сухопутным войскам в их продвижении и разгроме противостоящих войсковых группировок противника. Примечательно, что, по моим данным, воздушные десанты тактического масштаба формально не являлись ДШО хотя, на них в полной мере распространялись те же принципы и методы боевого применения (организации действий) что и на ОТВД-ДШО.

А в заключении параграфа предлагаю обратить внимание на то, что прилагательный эпитет "десантно-штурмовые" не имеет чёткого и однозначного приложения (такая вот тавтология) к какому-нибудь существительному будь то "операция" или "действия". Такой парадокс приводит к выводу, что можно с уверенностью утверждать об отсутствии в советской военной теории названия "этим" видам воздушных десантов.

В качестве небольшого аналитического отступления попытаемся поразмышлять о причинах подобной ситуации. Видимо её основой послужил отечественный теоретический догмат о том, что термин "операция" относится только к боевому применению "оперативного объединения", в просторечии именуемого общевойсковой или танковой армией; структуры включающей в себя ряд "тактических соединений" (проще - дивизий) и "отдельных частей" (бригад, полков, батальонов) различных родов войск и специальных войск. Несколько оперативных объединений объединяются (ну не избежать тавтологии) в оперативно-стратегическое объединение – фронт.

Так вот, ДШФ в этой структуре являются всего лишь "отдельными частями" армейского и фронтового подчинения. Причём, строго разделяемые иерархически на батальоны армейского и бригады фронтового подчинения. Само собой разумеется, что при такой ситуации, говоря строго догматическим языком никаких самостоятельных "операций" ДШФ вести не могли по определению. Однако, специфические требования к проведению воздушных десантов вообще и к тем, которые являются предметом нашего исследования, выявили необходимость всё-таки дать им статус "операции" формально таковой не являющейся. И если здесь, как мне представляется, я смог дать хоть какое-то логическое объяснение, то в причинах того, что под определение ДШО не вошли ДШД и ТакВД ничего кроме субъективного неприятия высшим командованием привести не могу. Мало того. Существование ДШФ (дшп) в весьма оригинальной структуре промежуточного между армией и дивизией уровня – т.н. "оперативно-маневренной группе - ОМГ" (административно именуемой "отдельный армейский корпус - ОАК") – являющейся по сути усиленной дивизией вообще выпадает из какой бы то ни было догматической логики.
7. О БОЕВОМ ПРИМЕНЕНИИ

Практические примеры.

Приведём несколько примеров боевого применения десантно-штурмовых формирований.

Первый вариант. В соответствии с планом командования фронта в полосе наступления главных сил решено высадить оперативно-тактический воздушный десант – одшбр в полном составе. На момент начала операции глубина десантирования составила 45-50 км от линии соприкосновения сторон. Цель – содействие СВ в наступлении на данном направлении. Боевая задача: ближайшая – уничтожить пункт управления АК противника, артиллерийские подразделения, нарушить связь и снабжение боевых соединений материальными средствами; последующая – занять оборону и воспретить подход к фронту оперативных резервов противника на данном участке. Срок действия – до 2 сут.

Сразу после высадки парашютно-десантные и десантно-штурмовой батальоны при поддержке боевых вертолётов, ударов ФА и собственной артиллерии уничтожают близлежащие объекты противника – для этого, районы десантирования батальонов назначаются в непосредственной близости от разведанных объектов противника – не более 3 км. После чего пдб занимает оборону и начинает оборудование позиций, а дшб выдвигается на своей бронетехнике в направлении противника для ведения сдерживающих действий.

Второй вариант. Для занятия выгодного участка местности (узел автомобильных дорог в лесистой местности) принимается решение о высадке в этот район пдб одшбр. После уничтожения противника в указанном районе пдб немедленно начинает организацию его обороны. Для усиления десанта выделяется танковый батальон. Танковый батальон должен прорваться к десанту с боем сквозь промежутки в боевых порядках противника. Разведданными командира тб обеспечивают поддерживающие вертолёты и командир десанта. С подходом к рубежу удерживаемому десантом, танки развёртываются в боевой порядок и с ходу атакуют противника в указанном командиром десанта направлении. Командиром комплексной группы является командир десанта.

Третий вариант. Получив разведданные об отходящей смешанной колонне противника в несколько сот человек на автотранспорте и бронетехнике, усиленному пдб одшбр ставится боевая задача наперехват колонны и её уничтожение. В виду крайней ограниченности во времени планирование действий производится в сжатые сроки – решение на бой будет приниматься командиром десанта непосредственно на месте на основе последних разведданных. Первым на выполнение задания отправляется передовой отряд (ПО) в составе усиленной парашютно-десантной роты. Действуя двумя группами, ПО на выгодном рубеже преграждает колонне движение вперёд и блокирует возможный её отход назад или в сторону одного из флангов. Для этого широко используются МВЗ и засадные действия. Высадка передового отряда происходит под прикрытием боевых вертолётов, которые одновременно наносят удары по колонне задерживая её продвижение. Здесь целесообразно применить дистанционное, в т.ч. и с вертолётов, минирование.

Главные силы десанта через 20-30 мин после высадки ПО высаживаются из вертолётов на удалении 1,5-3 км от перехваченной колонны, а если позволяют условия местности – то и ближе. Под прикрытием боевых вертолётов и миномётного огня подразделения главных сил десанта быстро выдвигаются к рубежу развёртывания для атаки. При подходе к нему подразделения принимают боевой порядок и без промедления, при поддержке своих огневых средств решительно атакуют колонну противника. При необходимости организуется преследование отходящих мелких групп или создаётся кольцо окружения. Боевые действия ведутся до полного уничтожения (пленения) противника.

Четвёртый вариант. Десант высаживается с главной задачей захватить и уничтожить важный объект противника. Основным способом его выполнения может быть атака главными силами в одном направлении с последовательным уничтожением противника по частям. Если большая часть сил и средств охраны объекта находится в резерве, располагаясь на некотором удалении, то целесообразно атаковать объект одновременно с нескольких направлений в целях захвата сразу всех его элементов. Выдвигающиеся дополнительные подразделения охраны необходимо отсекать ударами боевых вертолётов (штурмовиков) и подразделениями прикрытия.

Если обстановка позволяет осуществить высадку непосредственно на территорию объекта, то десант, используя фактор внезапности, атакует с разных направлений, с выходом во фланг и тыл подразделениям охраны и одновременным уничтожением элементов объекта по частям. При этом десант должен действовать стремительно и завершить выполнение задачи раньше, чем к району смогут подойти крупные резервы противника. Выполнив задачу по уничтожению вражеского объекта, десант производит посадку в вертолёты, которые сосредотачиваются в заранее назначенном районе, и перелетает в новый район высадки, где приступает к выполнению новой задачи, например, к захвату и удержанию выгодного рубежа или уничтожению другого важного объекта противника. Такой вариант можно назвать рейдовыми десантно-штурмовыми действиями.

Различия между ВДВ и ДШВ.

Если для ВДВ, согласно устоявшемуся мнению, характерно их применение в форме крупномасштабных (1-2 десантных дивизии) воздушно-десантных операций (ВДО) с целями и задачами оперативного и оперативно-стратегического характера на большую глубину (от 100-150 км и более), то идея применения ДШВ лежит в области скорее чисто тактической или, максимум, оперативно-тактической. Если, для ВДВ, вопрос организации взаимодействия с Сухопутными войсками (СВ) жёстко не стоит – они выбрасываются в интересах не менее чем фронта (стратегического направления – т.е. группы фронтов), а то и Верховного Главнокомандования (ВГК), то для ДШВ взаимодействие с СВ очень насущно. Собственно говоря, ДШЧ даже не имеют своих целей, а только задачу. (Они действуют в рамках цели поставленной их старшему начальнику – общевойсковому командиру/командующему. Эта "макроцель" и определяет "микроцель" десантных сил, определяет также и задачу, состав сил, способ применения.)

Таким образом, можно выделить главную всеопределяющую особенность ДШЧ – их применение производится в соответствии с целями и задачами сухопутной общевойсковой командной инстанции. Чем иерархически младше командная инстанция, тем, как правило, меньше и масштаб привлекаемых ДШ сил. Если ВДВ действуют дивизиями, то ДШВ – ротами и батальонами, реже – бригадой/полком. Таким образом, отличия ДШВ от ВДВ носят довольно формальный характер, связанный скорее не с военной необходимостью, а скорее с господствующими на определённом этапе теоретическими воззрениями руководства. ДШВ точно такие же десантные войска (силы) как и ВДВ, хотя в СССР в 1968-89 гг. они и не входили организационно в состав ВДВ.
8. ВЕРТОЛЁТЫ - ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА

Отечественные ДШВ имели много проблем как внутренних, так и со стороны. Одной из таких сторонних проблем, напрямую и наиболее сильно влиявших на боеспособность ДШВ было обеспечение их авиационной компонентой – проще говоря вертолётами.

1. Массово сформированные в 1979 ДШЧ "второй волны" состояли только из наземного компонента – т.е. в отличие от своих старших собратьев – бригад "первой волны" – вертолётные полки в их составе отсутствовали. Такую ситуацию можно попытаться объяснить несколькими тезисами.

Во-первых, это противоречило доктрине применения вертолётов. Советское военное командование считало что вертолётные полки являются средством оперативного и оперативно-стратегического объединения (ОА, ТА, ВО, ГВ, Фр). А значит и организационно должны состоять в их составе для централизованного управления ими с концентрацией усилий на выбранном направлении. Теоретически видимо верное стремление придать каждому объединению вертолётные силы, привело в действительности к распылению вертолётов по очень многочисленным в виду общей громадности СА объединениям. Тут надо было либо ликвидировать лишние (или не лишние?) объединения, либо лишать часть из них существенного числа вертолётов, либо форсировать выпуск вертолётов дабы насытить ими войска по максимуму.

Во-вторых, производство вертолётов, как и любого другого вида вооружений, зависит от господствующей на данный момент доктрины. Как уже говорилось выше, "объёмники" ратовавшие за создание поднятие в воздух части наземных сил, а значит и за резкое увеличение количества необходимых для этого воздушно-транспортных средств, потерпели поражение в борьбе со сторонниками традиционной доктрины. И хотя выпуск вертолётов и возрос к нач. 80-х гг., однако это было следствие скорее объективных предпосылок, объективного хода развития ВС страны, а не доктринальная этапная революция.

В-третьих, сам факт совмещения в тактическом соединении воздушного и наземного компонентов вызывал, по-видимому, у многих военных деятелей возражения – и не только субъективные, но и вполне обоснованные. Находясь в составе такого формирования, вертолёты фактически бы изымались из резерва командующего оперативным объединением "привязываясь" исключительно к обеспечению действий ДШЧ. Как представляется автору статьи, высшее военное командование неправильно оценивало зависимость ДШВ от вертолётного обеспечения считая его аналогичным обеспечению действий ВДВ самолётами ВТА не обращая внимания на специфику выражающуюся в куда более тесном и обязательном симбиозе десанта с вертолётами без которого эффективность первого падает.

Наконец, в-четвёртых, как это принято считать, недостаточным было и количество самих вертолётов для того что бы, как, например американцы, оснастить все соединения которым они могут пригодиться, да ещё и иметь резерв. Однако, тут, как мне кажется, много непонятного. А именно. Рассмотрим производство в СССР вертолётов Ми-8. По официальным данным в период с 1962 по 1997 их было изготовлено 11 000 ед. Причём абсолютное большинство (до 90%) в период 1966-91 гг. По авторским подсчётам это значит, что в ВС должно было быть поставлено в этот период не менее 5500 этих вертолётов только считая транспортные и транспортно-боевые модификации. Официальных отечественных данных о парке Ми-8 в открытой печати нет. Авторитетный журнал "Military Balance" за 1991 год даёт количество транспортных и транспортно-боевых модификаций Ми-8 на 1990/91 гг. соответственно 1000 и 640 ед. Пусть потери в Афганистане и в катастрофах составили 400 ед., пусть выведено из строя 1000 машин выработавших ресурс, но где ж тогда делись остальные 2500 ед.? В общем, как говорится, тема ждёт своего исследователя.

Итак, десантно-штурмовые бригады теоретически, будучи идеальным средством, при очаговом (нелинейном) характере боевых действий из-за отсутствия в их составе придающего маневренность авиационного компонента резко снижали свои потенциальные возможности, становясь, по сути, частями лёгкой пехоты. Принципиальным выходом из сложившегося положения могло бы служить создание особых оперативно-тактических соединений – воздушно-штурмовых корпусов бригадно-полкового состава – подчиняемых в военное время фронтовым управлениям. Это соединение включало бы наземный компонент (ДШЧ в составе ВДВ) и воздушный вертолётный компонент (АСВ). Такая схема построения позволила бы достигнуть высокой боевой эффективности и при этом всем заинтересованным ведомствам "остаться при своих баранах".

2. Посмотрим на примере, как предполагалось распределять вертолёты для ДШВ. В качестве исходных принимаем типовые условия – фронтовая наступательная операция четырех армий. В составе группировки один транспортно-боевой вертолетный полк (отбвп), шесть боевых вертолетных полка (обвп), а также одна отд. десантно-штурмовая бригада (3-х батальонная) и три отд. десантно-штурмовых батальона. Кроме того, в каждой из общевойсковых дивизий по одному мотострелковому батальону обучено действиям в составе ТакВД. Ана¬лиз возможного содержания операции и характерных для воздушных десантов задач в ходе неё показывают, что в рамках ДШД за 10 суток может потребо¬ваться высадить одшбр в качестве ОТВД и восемь-десять ТакВД в составе одшб и усиленных мсб.

Средние нормы выделения транспортно-десантных вертолетов составляют: ОТВД — до четырех полковых вылетов (п/в) отвп*; ТакВД в составе одшб – один п/в отбвп; усиленного мсб — один п/в отбвп без эскадрильи (вэ). Кроме того, необходим наряд боевых вертолетов сопровождения.

Расчётный состав: отвп - 40 Ми-8Т/МТ, 20 Ми-6А; обвп – 40 Ми-24В/П и 20 Ми-8Т/МТ.

*Здесь необходимо обратить внимание на то, что наличие в одшбр одного из батальонов на бронетехнике резко увеличивало необходимый наряд вертолётов на перевозку и прежде всего тяжёлых Ми-6А. Перевозка 65 ед. БТТ занимала львиную долю в общем количестве вертолёто-вылетов Ми-6А и в реале эскадрильям Ми-6 потребовалось бы сделать больше вылетов. Только массовое производство вертолётов Ми-26 способных принять на борт 2 ед. БТТ класса БМД/БТРД (для Ми-6А только 1 ед.) могло изменить ситуацию в лучшую сторону. Вообще у автора вызывает сомнение возможность переброски всей БТТ дшб вертолётами Ми-6А.

Излишне доказывать, что высадка ОТВД тремя рейсами, не говоря уже о четырех, равносильна самоубийству. Необходимо обеспечить переброску не более чем двумя рейсами (эшелонами). И тут не обойтись без изъятия на период его действий транспортно-боевых вертолетов из состава обвп (суммарно на 1-2 п/в), т. е. придется оставить их без вэ Ми-8Т/МТ.

Продолжительность высадки ОТВД в два рейса составляет, как правило, 12-16 часов. С учетом последующей подготовки вертолетов только через сут¬ки можно рассчитывать на их повторные действия. В течение указанного вре¬мени обвп остаются без вэ Ми-8 и поддерживают войска без их участия. Если в течение тех же суток требуется высадить еще хотя бы один-два ТакВД в составе батальона, то практически все обвп остаются без транспортно-десантных вертолетов.

С учётом продолжительности операции и времени восстановления боеспособности одшбр повторная высадка ОТВД практически не осуществима. В оставшиеся девять суток операции возможна высадка ещё восьми-девяти ТакВД в составе одшб/ус.мсб. Однако современный опыт свидетельствует: до 30% летного ресурса транспортных вертолётов придется расходовать на решение задач, не связанных с десантированием*. Следовательно, использовать десанты смогут лишь армии на направлении главного удара. Это считалось приемлемой нормой для децентрализованного применения ТакВД.

*Интересно, если порядка 70% ресурса транспортных вертолётов предполагалось в любом случае задействовать для десантных задач, то не стоило бы сразу передать 2/3 вертолётов в комплексные десантные соединения? Тем более что ничто не мешает использовать эти вертолёты если они не участвуют в ДШО/ДШД.

Хотя и не совсем. Все же приходилось привлекать для высадки ДШВ также и транспортные самолёты ВТА ВВС – в основном Ан-12. Это создавало дополнительные неудобства. Так, дшб на БТТ приходилось самостоятельно следовать в такой исходный район десантирования, где имелись аэродромы способные обеспечить подъём самолётов с десантом на борту.

Определённой проблемой была и приспособленность отечественных вертолётов семейства Ми-8 и Ми-6 к десантно-штурмовым действиям и шире, к воздушному десантированию вообще. Об этой проблему уже говорилось на страницах ВИФ-Альманаха в статье "Какой вертолёт нужен спецназу". Однако рамки ознакомительной статьи не позволяют охватить необъятное и, автор надеется, вернуться к этой теме в следующий раз.
9. ИТОГИ

1. В рамках подготовки ВС СССР к заключению Договора о сокращении ВС в Европе (ДОВСЕ 1990 г.) ДШВ претерпели существенные изменения. Во-первых, в 1988 г. все бригады были переименованы в отд. воздушно-десантные (овдбр). При этом, из них изымался батальон на бронетехнике. Теперь ОШС бригад унифицировалась – они состояли из трёх однотипных пеших парашютно-десантных батальонов. Во-вторых, в 1989 г. принимается решение о переводе ДШЧ из под юрисдикции ГК СВ под юрисдикцию командования ВДВ – т.е. они вошли в состав ВДВ.

В период 1989-91 гг., производятся следующие изменения в составе и дислокации:

    * 1318 одшп расформировывается в августе 1989 г.
    * 1319 одшп расформировывается в марте 1988 г.
    * 57 одшбр выводится из Актогая в Гергиевку (Семипалатинская обл.) и там расформировывается в 1990.
    * 56 гв.одшбр после вывода из Афганистана (1988 г.) поселяется в Туркмении (г.Иолотань).
    * 35 гв.одшбр переводится из Коттбуса (уже ФРГ) в Капчегай (Казахстан).
    * 83 овдбр из Польши переезжает в 1990 г. в г. Уссурийск г. (Приморский край).
    * 39 одшбр в Хырове в 1990 г. переформировывается в 224 УЦ ВДВ.

Кроме этого, было решено расформировать все одшб, что и было сделано до нач. 1991 г. Сначала расформировали все одшб на территории СССР, а ранее находящиеся в Группах Войск – вывели в Союз. Затем расформировали и выведенные. Выжили, и то чисто случайно, только два батальона – 635-й на Дальнем Востоке (он стал опдб ДВО) и 901-й (он тоже стал опдб но остался в ВДВ).

2. В 1989 г., было принято решение о передаче основной части вертолётов из ВВС в СВ и, таким образом, значительно улучшить возможности десантно-штурмовых войск. Однако, вслед за этим выходит приказ о переподчинении ДШВ командованию Воздушно-десантных войск, нивелировав, тем самым, положительное для ДШВ образование армейской авиации (АСВ). Координация между десантно-штурмовыми формированиями и командованием общевойсковых объединений в интересах, которых они должны были действовать, оказалась нарушенной.

Причины передачи ДШВ в административное и оперативное подчинение ВДВ не ясны. Без сомнения имевшаяся схожесть в комплектовании и обучении всего не объясняет. Возможно, что причина лежит (как это часто бывает) в не собственно военных вопросах. Невнимание командования ВДВ к развитию доктрины применения вертолётных десантов в ранней и средней стадии (60-е - нач. 80 х гг.) вылилось в некую "зависть" к "конкуренту"; тем более что успехи вертолётно-десантной доктрины были на лицо, как у нас, так и у натовцев, а выброска крупномасштабных парашютных десантов была поставлена под сомнение уже в 70-х гг. Совершенно неясно почему в 1978 г., когда принималось решение о создании ДШЧ командование ВДВ не взяло их под свою опёку. Вполне возможно, что ответ может лежать в причинах скорее эмоционального чем логического научного порядка ведь высадка с вертолётов в пыли и грохоте резко контрастировала с красотами "неба в куполах".

В принципе логичное (и теоретически верное) решение сосредоточить все воздушно-десантные силы под одним административным командованием было, неоправданно дополнено и их оперативным объединением. Командование неправильно оценивало зависимость ДШВ от вертолётного обеспечения считая его аналогичным обеспечению действий ВДВ самолётами ВТА и не обратив внимания на обязательный симбиоз сил десанта с вертолётами без которого эффективность десанта падает…

Как показала дальнейшая история вертолётное десантирование стало основным видом десантирования, отодвинув парашютную выброску на задний план, – особенно если речь идёт о крупномасштабных ВДО.




Источник: http://almanacwhf.ru
Категория: Десантные войска | Добавил: alex777 (26.04.2010) W
Просмотров: 11175 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

КПП

Музыка

Друзья сайта

  • Десантники Эстонии
  • Сайт о ВДВ и СПЕЦНАЗЕ
  • СПЕЦНАЗ
  • Латвийское Содружество Ветеранов-Десантников
  • Инструкции для uCoz
  • Православное Христианство. Православие в интернете
  • Block title

    Новые фотки

    Видео

    Погода

    Поиск