|
Каталог статей
2 августа 1930. Как всё начиналось.
|
2 августа 1930 года - как это было! |
|
|
|
Первый десант.
А все началось с 26 июля 1930 года. В этот день под руководством
военного летчика Л. Минова в Воронеже были совершены первые
тренировочные прыжки. Как происходили события, рассказал впоследствии
Леонид Григорьевич Минов
"Я не думал, что один прыжок может изменить в жизни многое. Я всей душой
любил летать. Как и мои товарищи, относился в то время к парашютам с
недоверием. Да, попросту, о них и не думал. В 1928 г довелось быть на
совещании руководящего состава Военно-воздушных сил, где я сделал доклад
об итогах работы по «слепым» полетам в Борисоглебской школе военных
летчиков.
После совещания меня подозвал Петр Ионович Баранов, начальник ВВС, и
спросил:
— В своем докладе Вы говорили, что вслепую летать надо непременно с
парашютом. Леонид Григорьевич как, по-вашему: нужны ли парашюты в
военной авиации?
Что я мог тогда сказать! Конечно, парашюты нужны. Лучшим доказательством
тому был вынужденный прыжок с парашютом летчика-испытателя М. Громова.
Вспомнив этот случай, я ответил Петру Ионовичу утвердительно. Тогда он
предложил мне поехать в США и познакомиться, как у них обстоят дела со
спасательной службой в авиации. Честно говоря, я согласился неохотно.
Мне хотелось летать, а тут дело совсем новое, неизвестное.
Из Соединенных Штатов Америки я вернулся «налегке»: с «дипломом» в
кармане и тремя прыжками. Петр Ионович Баранов мою докладную записку
положил в тощую папку. Когда он закрыл ее, на обложке я увидел надпись:
«Парашютное дело».
Пока он закуривал, я смотрел на его худощавое, крупными чертами лицо и
старался угадать, как он относится к моим предложениям.
Из кабинета Баранова я вышел через два часа. Предстояла большая работа
по внедрению парашютов в авиации, по организации различных исследований и
экспериментов, направленных на повышение безопасности полетов. Было
решено провести в Воронеже занятия с целью ознакомления летно-подъемного
состава с парашютами, с организацией прыжков. Баранов предложил
подумать о возможности подготовки на воронежских сборах 10 — 15
парашютистов для выполнения группового прыжка.
26 июля 1930 г. участники сборов Военно-воздушных сил Московского
военного округа собрались на аэродроме под Воронежем. Мне предстояло
выполнить показательный прыжок. Конечно, все, кто был на летном поле,
считали меня асом в этом деле.
Ведь я здесь был единственным человеком, который уже получил воздушное
парашютное крещение и прыгал не раз, не два, а имел целых три прыжка! И
занятое мною призовое место на соревнованиях сильнейших парашютистов
США, по-видимому, казалось, присутствующим чем-то недосягаемым.
От пристальных взглядов, повышенного внимания я смущался, волновался еще
больше, но старался ничем не выдать себя. Хотелось выполнить прыжок как
можно лучше, своим поведением заинтересовать летчиков, вселить в них
уверенность, зажечь их желанием сделать тоже самое.
Вместе со мной готовился к прыжку летчик Мошковский, назначенный на
сборах моим помощником. Больше желающих пока не было.
Мой прыжок действительно удался. Приземлился я легко, недалеко от
зрителей, даже на ногах устоял. Встретили аплодисментами. Откуда-то
взявшаяся девушка вручила букет полевых ромашек.
А как там Мошковский? Самолет заходит на курс. В проеме двери хорошо
видна его фигура. Уже пора бы прыгать. Пора! Но он по-прежнему стоит в
дверях, видимо, не решаясь броситься вниз. Еще секунда, вторая.
Наконец-то! Над падающим человеком взметнулся белый шлейф и тут же
превратился в тугой купол парашюта.
— Ура-а-а... — раздалось вокруг.
Я тоже кричал от радости. И как же не радоваться! Представьте: первый
прыжок! Сам летчик рассчитывал время, самому ему и парашют пришлось
раскрыть, ведь никаких приборов, даже вытяжной веревки не было. Многие
летчики, видя нас с Мошковским целыми и невредимыми, изъявили желание
тоже прыгнуть. В тот день совершили прыжки. командир эскадрильи А.
Стоилов, его помощник К. Затонский, летчики И. Поваляев, и И. Мухин. А
через три дня в рядах парашютистов насчитывалось 30 человек.
Выслушав по телефону мой короткий доклад о ходе занятий, Баранов
спросил: Скажите, можно ли за два-три дня подготовить,
скажем, десять или пятнадцать человек для группового прыжка?
Получив положительный ответ, Петр Ионович пояснил свою мысль: Было бы
очень хорошо, если бы оказалось возможным по ходу воронежского учения
продемонстрировать выброску группы вооруженных парашютистов для
диверсионных действий. на территории «противника».
Надо ли говорить, что это оригинальное и интересное задание мы приняли к
исполнению с огромным энтузиазмом.
Высадку десанта решено было произвести с самолета «Фарман-Голиаф». В те
дни он был единственным самолетом, освоенным нами для прыжков. Его
преимущество перед имевшимися в авиабригаде бомбардировщиками ТБ-1
заключалось в том, что не требовалось человеку вылезать на крыло —
парашютисты выпрыгивали непосредственно в открытую дверь. Причем все
обучаемые находились в кабине самолета. Чувство локтя товарища
успокаивало каждого. Кроме того, выпускающий мог наблюдать за ним,
подбодрить перед прыжком.
Для участия в десанте отобрали десять добровольцев, уже совершивших
тренировочные прыжки.
Кроме высадки бойцов в план десантной операции включили сброс с
самолетов на специальных грузовых парашютах оружия и боеприпасов (ручные
пулеметы, гранаты, патроны). Для этой цели использовали два мягких
почтовых мешка и четыре полутяжелых короба конструкции К. Благина.
Десантная группа была разделена на два отряда, так как в кабине самолета
помещалось не более семи парашютистов. После высадки первых десантников
самолет возвращался на аэродром за второй группой. В перерыве между
прыжками намечалось сбросить с трех самолетов Р-1 шесть грузовых
парашютов с оружием и боеприпасами.
В результате этого эксперимента хотелось получить ответ на целый ряд
вопросов: установить степень рассеивания группы из шести человек и время
отделения от самолета всех бойцов; фиксировать время, которое
потребуется для спуска десантников на землю, приема сброшенного оружия и
приведения десанта в полную готовность к боевым действиям.
В целях расширения опыта высадка первого отряда намечалась с высоты 350
метров, второго —. с 500 метров, сбрасывание груза — со 150 метров.
Подготовку к десантной операции закончили 31 июля. Каждый боец знал свое
место в самолете и свою задачу на земле. Снаряжение десантников,
состоящее из основного и запасного парашютов, было уложено и тщательно
подогнано по фигуре бойца, оружие и боеприпасы упакованы в подвесные
мешки и короба грузовых парашютов.
2 августа 1930 г. ровно в 9 часов с аэродрома базирования поднялся
самолет. На его борту — первый отряд парашютного десанта. Вместе с нами и
руководитель второй группы Я. Мошковский. Он решил посмотреть, где
место отделения нашей группы, чтобы потом точно десантировать своих
ребят. Вслед за нами взлетели три самолета Р-1, под крыльями которых на
бомбодержателях подвешены грузовые парашюты.
Сделав круг, наш самолет повернул к месту выброски десанта,
расположенному примерно в двух километрах
от аэродрома. Площадка приземления — это свободное от посевов поле
размером 600 на 800 метров. Она примыкала к небольшому хутору. Одну из
построек, расположенную на окраине хутора, наметили в качестве ориентира
для сбора парашютистов после приземления и исходного пункта для начала
боевых действий десанта в тылу «противника».
Через несколько минут вышли на курс. Я высунулся из двери, чтобы
рассчитать точку отделения. Самолет шел против ветра на высоте 300
метров. Внизу, чуть впереди — наша площадка. Пора.
— Приготовиться! — стараясь перекричать гул моторов, скомандовал я.
Ребята тут же поднялись и встали друг за другом, сжимая в правой руке
вытяжное кольцо. Лица напряжены, сосредоточены. Как только пересекли
площадку, дал команду:
— Пошел!
Бойцы буквально высыпали из самолета, я нырнул последним и тут же
дернул кольцо. Посчитал — все купола раскрылись нормально. Приземлились
мы почти в центре площадки, недалеко друг от друга. Бойцы, быстро собрав
парашюты, подбежали ко мне. Тем временем над головами прошло звено Р-1 и
на краю хутора сбросило шесть парашютов с оружием. Мы кинулись туда,
распаковали мешки, достали пулеметы, патроны.
И вот уже в небе вновь появился наш «Фарман» со второй группой. Как и
было запланировано, группа Мошковского покинула самолет на высоте 500
метров. Приземлились они рядом с нами. Понадобилось всего несколько
минут, и 12 десантников, вооруженных двумя ручными пулеметами,
винтовками, револьверами и гранатами, были в полной готовности к боевым
действиям..."
Так был сброшен первый в мире парашютный десант.
2 августа 1930 г. стало днем рождения
воздушно-десантных войск РККА.
Проведенный эксперимент привлек большое внимание широкого круга военных
специалистов. Поэтому в сентябре того же 1930 г. по указанию
командующего войсками Московского военного округа А. И. Корка в ходе
маневров был применен второй воздушный десант.
На этот раз было решено применить десант в более сложной обстановке.
Надо было скрытно совершить выброску десанта в тылу «противника». После
приземления десантники должны были напасть на штаб стрелковой дивизии,
захватить боевые документы, после чего перейти условную линию фронта.
Эту задачу десант выполнил успешно. К ее выполнению была привлечена та
же группа, что и в первом десанте.
На рассвете 2 сентября с пассажирского самолета АНТ-9 с высоты 250 м на
опушке леса приземлились 11 парашютистов-десантников. Их встретили
заранее высланные в этот район два бойца-разведчика. Быстро собрав
парашюты и спрятав их в лесу, десантники вышли к дороге, где
организовали засаду.
Вскоре показался грузовой автомобиль. Десантники остановили его,
приказали шоферу вместе с ними лечь в кузов, а за руль сел Я. Д.
Мошковский. К штабу дивизии десантники прибыли до рассвета, когда его
личный состав еще отдыхал. Я. Д. Мошковский представился дежурному как
командир парашютного десанта «красных», отобрал у него ключи от стола и
забрал документы. В это время десантники перерезали телефонные провода
внешней связи, дымовыми шашками обозначили разгром штаба и двинулись к
линии фронта. Достигнув леса, остановили машину и скрытно перешли линию
фронта.
В последующем подобные выброски парашютных десантов проводились и в
других военных округах. На одном из осенних тактических учений
Ленинградского военного округа в сентябре 1930 г. был высажен посадочный
десант в составе стрелковой роты.
Приобретенный опыт по высадке воздушных десантов позволил более глубоко
обосновать ряд вопросов боевоro применения воздушных десантов и поставил
на повестку дня создание специальных десантных формирований.
http://www.desant.com.ua
|
Источник: http://www.desant.com.ua |
Категория: Десантные войска | Добавил: Ljoshka (28.04.2010)
W
|
Просмотров: 1406
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|